Pussy Riot сумели выгодно себя показать

9d24f5db

Pussy Riot

«Советские женщины в бесформенных пальто и пушистых вязаных шапках имели славу авторитарных существ без пола и возраста. Их называли «тетками». После краха СССР из-за «железного занавеса» на каблучках вышла гиперженственная «новая русская». Вскоре сибирские модели покорили подиумы мира. Но «невеста по каталогу» из Восточной Европы — это вчерашний день. С Pussy Riot и Femen на сцену вышли политактивистки», — пишет профессор, специалист по истории Восточной Европы Моника Рютерс в статье для Neue Zurcher Zeitung.

Стереотипный мужской образ, оказавшийся в кризисе после краха СССР, по мнению автора, спас Путин. По словам исследовательницы, «ему удалось связать ценностный консерватизм патриархальных традиций с имиджем поп-звезды из мира российских глянцевых журналов».

Pussy Riot, по мнению Рютерс, продолжают давнюю традицию храбрых российских женщин. В этом ряду автор упоминает петроградских текстильщиц, чей голодный бунт стал началом февральской революции 1917 года, «поколения советских диссиденток», таких как Лидия Чуковская и Евгения Гинзбург, а также Лариса Богораз и Наталья Горбаневская, вышедшие в 1968 году на Лобное место с плакатом против ввода войск в Чехословакию. «Советские диссидентки были преданны культуре старой интеллигенции. Их оружием были слова и безукоризненная нравственность. В постсоветские времена их примеру последовали критически настроенные журналистки, например Анна Политковская, женщины из «Мемориала» и солдатские матери, которые, пользуясь традиционным авторитетом российских «теток», выступают против убийственных армейских обычаев», — пишет Рютерс.

«Власть, под объективами камер применяющая насилие по отношению к молодым женщинам, теряет всякое уважение. Подрывая неотрадиционалистские женские стереотипы, они одновременно ловко ими пользуются», — пишет автор. По ее словам, Pussy Riot продолжают традицию московского концептуализма 1970-1980-х годов, «разоблачавшего закосневшую власть при помощи иронии». Также автор напоминает о писателях Даниэле и Синявском, которые на процессе в 1966 году использовали скамью подсудимых как платформу для распространения своих политических взглядов.

«Позже на передний план вышла символика образов. Ходорковский был посвящен в мученики после распространений фотографий, где он предстает с дружелюбным лицом за решеткой в зале суда. Его демонстративное терпение, мудрая улыбка и тихая речь полностью вписывались в традиции старой российской интеллигенции», — замечает Рютерс.

«Активистки Pussy Riot тоже сумели показать себя с выгодной стороны в клетке судебного зала. Они подают себя не как необузданных панков, а, скорее, как напоминание о Богородице, к которой взывали. Они ссылаются на процессы против советских диссидентов и цитируют на своих футболках лозунг No pasaran авторства испанской антифашистки Долорес Ибаррури, которую в СССР почитали как героиню. Однако лишь малая часть понимает концептуалистские намеки. Пока что активистки не достигли своей цели пробудить от летаргического сна большинство россиян, 60% которых, по оценкам, придерживаются консервативных ценностей», — пишет автор.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *